Rezoner ([info]rezoner) wrote,
@ 2008-09-06 17:03:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Как мы видим время
Замечательную тему придумала [info]kattrend : как мы представляем себе временную шкалу? У нее там еще ссылка на очень интересный пост [info]willie_wonka.

Я тоже написал, привожу здесь целиком.

Попробую описать, как представляю историческую шкалу. Это такая широкая полоса, висящая в пространстве, сверху на ней годы. Вот: как дорога, а на ней разбросано много всего. Она уходит влево вниз и от меня. Настоящее время находится строго передо мной, а будушее уходит вправо вверх, но недалеко, где-то года до 2100-го, дальше не видно ничего. А на шкале прошлого десятилетия - разного цвета. Сороковые, скажем, в буром, тридцатые - в багровом, а шестидесятые более пестрые. Там можно увидеть разбросанные точки -полет Гагарина, высадка на Луну, вторжение 68 года...

Подробно видно только двадцатый век, дальше, по законам перспективы, все начинает сливаться. Наверное, из-за этого, как и у всех, иллюзия одновременности многих событий прошлого. Но можно навести "телескоп" на кусок шкалы, она раздвинется.

А месяцы - как разворот страницы. Слева - январь и вниз до мая, а на правом развороте - с июня. И месяцы - как прямоугольнички в маленьком календаре, разноцветные. Интересно, что январь и февраль - рядом, в верхнем ряду, а потом март-апрель-май стоят справа в столбик, под февралем. Январь - красный, февраль - фиолетовый, март синий, апрель прозрачный, а май светло-зеленый. Из-за этого мне кажется, что январь и февраль вместе такой же длины, как март или апрель, и это мне иногда мешает планировать время.

Потом, на правом развороте, сначала идут громадные летние месяцы, а потом, уходя в нижний правый угол, осень и декабрь. Цвета уже разумные - от светло к темно-зеленому, желтый сентябрь, бурый октябрь, и кончается темно-синим декабрем, совсем в уголке. И опять эта иллюзия, что летние месяцы длиннее, потом спохватываешься - ан нет! В летних месяцах отчетливее различаются недели, в осенних уже сливается.

И - да! Каникулы школьных времен четко выделяются другим цветом!


(Post a new comment)


[info]cotopaxi
2008-09-06 09:11 pm UTC (link)
А у меня половина круга. Верхняя ровная часть - июнь, июлб, август. А все остальные месяцы полукругом вниз.
А дни недели чётко по школьному дневнику. :)

Но никакого цвета.

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-06 09:22 pm UTC (link)
И как время идет, по часовой?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]cotopaxi
2008-09-06 09:23 pm UTC (link)
А знаешь, никогда не визуализировала специально. Годы-века лентой всё-таки. Прямой.

(Reply to this) (Parent)


[info]kisochka_yu
2008-09-06 09:21 pm UTC (link)
У меня года - это квадрат. Темным цветом - что бы это ни значило - декабрь-январь-февраль. Светлым - июнь-июль-август. Ну, в принципе, существуют переходные периоды. Самое интересное всегда случается на углах - февраль-март, май-июнь, август-сентябрь. Много всего забавного.

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-06 09:32 pm UTC (link)
А что сверху, что снизу? И как идет время?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kisochka_yu
2008-09-06 09:40 pm UTC (link)
А ничего нет сверху ничего нет снизу. Это на плоскости квадрат. И время движется по квадрату.Наверное, это признак тривиальнсти. :) Но вот лето - это светло. И вообще все, что к нему прилегает. Начиная с середины апреля и примерно по середину октября.

С цифрами - тоже интересно. от одного до десяти - там все просто, шаг за шагом, а потом - поворот - и до сотни. А потом, словно бы шкала удлинняется - и до тысячи. Сложно объяснить. Но забавно, правда?:)

(Reply to this) (Parent)


[info]amigofriend
2008-09-06 09:26 pm UTC (link)
Месяцы и годы - прямой, нецветной но разной яркости/интенсивности. Дни недели - как разворот школьного деневника с добавленными выходными, но тоже нецветной с изменениями по яркости.

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-06 09:30 pm UTC (link)
Да. Этот гадский дневник нам до гроба не забудется :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]amigofriend
2008-09-06 09:35 pm UTC (link)
Да ладно :)
Ну я имел в виду не внешний вид, а организацию - сначала в столбик пн-вт-ср, а потом в другой столбик - чт-пт-сб, и вбок вс :)

(Reply to this) (Parent)

+1
[info]wall_str
2008-09-07 01:42 am UTC (link)
Да, абсолютно точно !

(Reply to this) (Parent)


[info]kizune
2008-09-06 09:43 pm UTC (link)
Время вобще - историческое время - для меня, как вид с самолёта при безоблачном небе или географическая карта. Причём я совершенно не понимаю, в какой точке я нахожусь сама. Это нечто вне меня и цельное. А я так, погулять вышла :))

Месяцы - это цвет и звук. Январь - белый, хрустальный. Февраль начинает синеть, в звук появляется металлический оттенок. Март - пронзительно-голубой, звучит, как одна из моих ветрмузык с тонкими трубочками. Апрель - буровато-зелёный, звучит, как флейта. Май - ярко-зелёный, кларнет. Июнь - жёлто-зелёный, труба. Июль - ярко-жёлтый, контрабас. Август - оранжевый, саксафон. Сентябрь - тёмно-красный, виолончель. Октябрь - фуксия, гитара. Ноябрь - тёмно-лиловый, электрогитара. Декабрь - серебристый, клавесин.

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-06 09:58 pm UTC (link)
Здорово! Спасибо. Вот музыки у меня нет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kizune
2008-09-06 09:59 pm UTC (link)
Ну, я же аудиал...

(Reply to this) (Parent)


[info]la_clue
2008-09-06 09:45 pm UTC (link)
История - лента слева направо где-то с 1000 от Р.Х. и до нас, как на градуснике годы, десятилетия - черточка чуть длиннее. Более древняя история - снизу вверх, но с картинками. Там все как-то вообще кусками.

Месяцы - разноцветные куски, тоже слева направо.

А неделя - школьный дневник, с болтающимся где-то воскресеньем:)

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-06 10:03 pm UTC (link)
Да, исчезновение воскресенья - это большая загадка в нашей хронологии :)

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2008-09-06 10:18 pm UTC (link)
Я вообще не смотрю на время как на линейное. Скорее как на мультилинейное. Например, встретился с другом, которого вижу раз в год, и продолжается тот кусочек времени, который закончился год назад. И так далее.

А в детстве, когда ходил в школу, год и правда представлялся круглым (а время, соответственно, спиральным). Лето внизу, осень слева, движение по часовой стрелке.

(Reply to this)


[info]tommi_anya
2008-09-07 01:31 am UTC (link)
Да уж, неделя - школьный дневни, однозначно.

(Reply to this)

Мой годъ
[info]alex_virt
2008-09-07 03:15 am UTC (link)


Недѣля – школьный дневникъ, историческое время – вертикальная шкала градусника или лѣстница-стремянка, ведущая вверхъ.

(Reply to this) (Thread)

Re: Мой годъ
[info]rezoner
2008-09-07 04:51 am UTC (link)
Батюшки светы! А отчего у Вас время идет против часовой стрелки??

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Мой годъ
[info]alex_virt
2008-09-07 05:48 am UTC (link)
Самъ удивляюсь :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Мой годъ
[info]rezoner
2008-09-07 05:50 am UTC (link)
Я Вам нашел решение.

Вы стоите на месте, а год медленно вокруг Вас вращается. По часовой стрелке!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Мой годъ
[info]alex_virt
2008-09-07 05:51 pm UTC (link)
Да, такъ и есть.

(Reply to this) (Parent)


[info]arverson
2008-09-07 04:41 am UTC (link)
Эпизод из обучения иностранцев русскому языку:

Делаем упражнение: “Как быстро время ............ ! Дети уже совсем большие. (летит, летает)”.

Бирманцы: “Летит”!
Я: Правильно. Отлично. А, кстати, в бирманском языке время прямолинейно, по прямой линии движется?
Бирманцы: Да!
Я: А откуда куда оно движется? Сзади вперёд или спереди назад? В русском языке… ну, если считать, что мы неподвижны, то время движется спереди назад, то есть позади у нас прошлое, а впереди – будущее. Поэтому мы по-русски говорим “Это было пять лет назад”, “оглядываясь на прошедшие годы, я вспоминаю...” и “Что ждёт нас впереди?”. “Впереди” – это в будущем.
Бирманцы (удивлённо обдумывают неожиданные факты): Не-ет, в бирманском сзади вперёд. Вперёд движется. Прошлое у нас впереди…
Я: Мы обращены лицом к прошлому, нам его видно, поскольку прошлое мы знаем? А будущего мы не видим, не знаем, поэтому считается, что мы стоим к нему спиной, оно у нас сзади?
Бирманцы: Да, точно.
Я: То есть если человеку девяносто лет, он может сказать: “Сейчас, когда у меня вся жизнь впереди, и совсем мало осталось за плечами…”.
Бирманцы: Да, да!
Я: Ну, всё нормально. Очень удачно, что и у нас, и у вас это движение по прямой линии. Потому что есть языки, где время идёт по кругу, или снизу вверх по спирали, сверху вниз по спирали – таким студентам сложнее объяснять грамматику.

http://willie-wonka.livejournal.com/420543.html

(Reply to this) (Thread)


[info]rezoner
2008-09-07 04:50 am UTC (link)
Совершенно верно, в посте Каттренд именно эта ссылка, я про нее упоминал, но не дал :))

(Reply to this) (Parent)


[info]ivanov_petrov
2008-09-07 03:14 pm UTC (link)
да, удивительно подробно

(Reply to this)


[info]arokh_d
2008-09-08 05:42 pm UTC (link)
Вот собсно как я вижу неделю:
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Субота | Воскресенье |
Цвета у каждого дня разные, но точно сказать не могу: у среды вроде желтый, четверг фиолетовый, понедельник голубой, воскресенье красный, особо выделяются субота и воскресенье, ибо выходные (=

Вот как я вижу год:



Да, против часов стрелки, цвета назвать не могу, ибо никогда не пытался понять что это за цвет.

Хронос выглядит как линия с отрезками:
Последние два десятка лет и следующие два десятка разбиты по годам, век разбит по десятилениям, тысячелетие по столетиям. Если нужно заглянуть в определенную дату, ту открываю тысячелетие: оно разворачивается и показываются столетия, потом десятилетия, потом уже выбираю нужный год, а он выглядит как представлено выше.
Р.Х. и основные даты ярко выделяются. Цветовой принадлежности не замечал, все в серых тонах.

(Reply to this) (Thread)


[info]arokh_d
2008-09-09 08:35 pm UTC (link)
Неужели нечего сказать?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]rezoner
2008-09-09 09:07 pm UTC (link)
Простите великодушно: зашиваюсь с работой который день, голова не работает. А так могу сказать, что да, шкала истории у меня тоже может раздвигаться - или, скорее, я могу к ней приближаться и разглядывать куски с большим увеличением.

Вот цветов у дней недели я не вижу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]arokh_d
2008-09-10 10:45 am UTC (link)
А мое видение года не прокомментируете? (=

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…